Турбореактивный ядерный двигатеь непосредственного цикла
Он набегающий на самолет воздух первоначально сжимается за счет скоростного напора вдиффузоре, а затем еще дополнительно сжимается в двухступенчатом компрессоре с холодильником. Сжатый таким образом воздух поступает из компрессора в реактор, заменяющий камеры сгорания обычного турбореактивного двигателя. Реактор может быть, вообще говоря, любой конструкции, лишь бы обеспечивалась возможность обдува воздухом блоков горючего. В реакторе протекает цепная ядерная реакция деления урана, сопровождающаяся выделением ядерной энергии, преобразуемой в тепловую. Проходящий через реактор воздух нагревается до высокой температуры, горячий воздух под давлением, создаваемым компрессорами, поступает в турбину, а затем через реактивное сопло — в атмосферу.
Следовательно, часть своей энергии нагретый и сжатый воздух передает воздушной турбине, которая сидит на одном валу с компрессором, и, поступая затем в реактивное сопло, воздух расширяется и создает необходимую тягу. Силовая установка, выполненная по этой схеме, сравнительно проста, но обладает тем недостатком, что коэффициент полезного действия ее небольшой. Низкий к. п. д. объясняется тем, что реактор имеет сравнительно небольшую теплопередающую поверхность. Поэтому воздух, проходящий через реактор с большой скоростью, не может получить достаточного количества тепла. Чтобы снять с реактора достаточное количество тепла, необходимо через него прогнать большое количество воздуха с высоким коэффициентом сжатия. Но при такой схеме воздух, проходя через реактор, становится радиоактивным; это усложняет обслуживание установки.